Previous Entry Share Next Entry
Игра - рост до миллиарда человек
Tai
andrey_stepenko

Недавно с подачи cartmendum, я написал пост в фейсбуке, что ищу проект или команду. Потом я подумал, а на что там можно откликнуться? И решил, что надо написать про свой проект-мечту. Я думаю, что мечты и какие-то движения в их достижении харакетеризуют человека лучше, чем любое резюме.

20 лет я занимаюсь проектами изменений и изучаю, как работает экономика и что там главное. Если пока не вдаваться в подробности, как я до этого доходил тезисно моя мечта выглядит так. Есть большие ИТ компании которые могли бы расти по 10% в год. При их численности 5-10 тысяч достаточно 3-4 компании, чтобы сформировать университет. Создать факультет 1000 человек это не проблема. Почему этого не произошло до сих пор? Некоторые "видные унивеситетские деятели" говорят, что компания должна выдать им разнарядку кого учить и потом будет программа, курс и так далее. Возможно если сделать наоборот то все получится. Так любил шутить Голдрат.

В одной из лекций Бортника, которая меня зацепила, он сказал что невозможно сделать инновационную систему если не проектировать под нее и систему образвоания и систему разделения труда. Другой интересный человек, Чернышев говорит, что все процессы общества зависят от структуры собственности. И о чудо в нашей стране нет никакой интеллектуальной сосбвтенности! Она вся утекает за рубеж. Вся наука стала разрушаться у меня на глазах. И первая конференция на которой я докладывался оставила у меня впечатление "цирк уехал, а клоуны остались". Формально все работает, но смысл научной деятельности утерян. Опять же как и предыдущий абзац оставим его и... следующий тезис.

Если мы говорим про ИТ компании: я сейчас не говорю про всю экономику. Локально, но с прицелом на глобальное лидерство. Какая компания ИТ может вырасти до 10000 человек допустим за 5 лет? Какие там ограничения? Если вы видели большие компании то наверно понимаете, что я говорю что все большие компании превращаются в КПСС. Очень много совещаний, ни у кого нет времени, экспертиза падает, самые квалифицированные люди уходят. После некоторого периода оставшихся квалифицированных людей начинают выпиливать. Почему - это отдельный вопрос. Меня интересовало научная его часть. Какого навыка не хватает, чтобы организация не теряла свою молодость и не превращалась в пленарные заседания, где у всех нет ни на что времени?

Теперь подробнее а) про что главное в экомике, б) про универсистет как основу лидерства, и с) про время, которого всем не хватает.


С 2010 года я начал проводить семинары-вебинары по тайм-менеджменту. Что-то получалось не очень, поскольку я не супер-лектор. Но одно было точно - интерес и групповая динамика. После пары-тройки курсов можно было выкристализовать "программу" и отшлифовывать качество. Но интерес пропал. У меня появлялись темы, у студентов пропадал интерес. Тогда я понял почему мне так скучно было в институте и школе. Нельзя читать курс который не инересен самому! Как читать курс который интересен, мне было не понятно. Кроме этого я замечал, что никаких существенных изменений не происходит люди берут технику, но не понимают что, на что поменять. Извращение ГТД техники было буквально с первых самостоятельных попыток. Пришлось погрузиться в семантику формулирования задач и даже в то, как они воздействуют на мозг.

Очень интересный момент заключался в том, что есть переход в другое ресурсное состояние. Но когда он происходит не помнишь "с какого переугу тебя что-то парило раньше?". Просто все делается и совершается. Потом когда это состояние почему-то расстраивается уже не возможно вспмнить, что есть "какое-то ресурсное состояние". Как туда попасть - тоже в нересурсном не понятно. Записывать задачи, выгружать что-то из памяти, экономить какое-то мыслетопливо, мне было очевидно что это совсем не значимо. С 10 по 17 год я где-то 10 раз сгонял туда и обратно и у меня было, что про это рассказать.

Самый тайм-менеджмент начался, когда я стал жить за городом. Мне попалась "другая" жена. Ремонт. Ребенок жены в переходном возрасте стала ежедневно выносить мозг. Родился ребенок. Начался ремонт и пару судов. Потом я сорвал себе спину и некоторое время лежал и не шевелился. Очень большой интесив событий заставил пересмотреть, что такое внимнаие и как формируются привычки. Ключевой момент, как работает внимание можно понять на женщинах и детях. Они требуют его на 100% - невозможно отказать. Почему невозможно? Нужно ли? К тому времени у меня было уже 9 ходок из овоща в продуктивного человека и я подумал, что где 9 там и 10 пройдет.

Где тут университет? И "богатство народов"? Возможно раньше было важно про разделение труда. Но помнится даже Маркс после всех своих "капиталов" говорил, что труд надо уничтожить. И вот в том, что делается дистанционно и мозгами все происходит совсем по-другому. Не надо про Адама Смита и разбиения на операции. И про разделение труда аккуратно. Про вертикальное можно как-то про горизонтальное не стоит. Там всякие ыджайлы и экстримпрограминг и много времени на обучение, которое совсем не запланировано.

Моя тема была прокрастинация. Ну вы понимаете, свой дом. Растет ребенок. Я подумал, что у меня еще не было времени, чтобы уделить его семье. Пошло оно все вдаль - поживу сколько-то времени попракрастинирую вдруг надоест или я что-то такое новое узнаю про себя и про окружающий мир. Я с удивлением обнаружил, что несмотря на то, что у меня пятый ребенок. Про детей то я ничего не знаю. Я и себя забыл в таком возрасте. И что у детей переключаемость быстрее. И что внимание у них устает быстрее. Но вот с энерегией нет проблем. Никогда. Когда не нужно нестись на работу и выполнять там какую-то маету, которой ни ты ни твой начальник не понимает наблюдательность работает очень ясно. Ресурсные состояния возникают не по плану, а по течению. И можно сделать за 1-2 часа что не получается сделать за день "напряженной работы". Другое дело, что учиться этому нужно у детей. Но если приоритеты в жизни стоят так, что работа важнее, то увидеть этого невозможно. Нет достаточно тишины, чтобы поймать свое течение. Работа захватывает внимание. Или начальник все поломает. А если дети в приоритете, то есть шанс что они захватят. И между этими "заватами" будет небольшой зазор, чтобы стукнуть себя по лбу и крикнуть "эварика". Вдруг?

Что же происходит в ИТ компаниях? Чем отличается умственный труд от физического? Что самое главное в умственном труде? В ИТ компаниях не заметно, где ограничение процесса разработки? Люди же не понятно сколько времени делают свою задачу. Кто важнее аналитик или программист? Может тестировщик? Зарплата рынка говорит, что программист. Но мы то помним, что после 91 года у профессоров стала зарплата, как у уборщицы. Возможно и в ИТ есть такие недооцененные специалисты? Если кратко то в ИТ разработке просиходит процесс биений. Особенно это заметно на больших проектах, человек по 100. Особенно если разработка ведется в несколько потоков и потом нужно интегрировать. Погоня за краткосрочными результатами приводит к тому, что не хватает специалистов, которые могут держать "всю картину" и интегрировать. Отдельная тема почему их не хватает и какую роль тут могут сыграть университеты. Но самое явное, но почему-то игнорируемое явление не хватает времени руководителей. Не хаватет так что процесс остановаливается у всех оравы программистов-тестировщиков-аналитиков. Потихоньку по маленькому "завтра отвечу" но сразу на всю компанию.

Что такое биения? Это когда аналитики вам нарезали несколько тысяч задач и вы сделаи первые насколько сотен и тут пошли возвраты от тестировщиков. Что делать? Кодить дальше? Возвращаться к постановке задачи? Собирать комитет который приоретизирует несколько какая работа приоритетная? Итого биения это когда нам нужно то бесконечное количество программистов то бесконечное количество тестировщиков. Заметьте в аналитиках почему-то совсем нет потребности. Набирается целая охапка мнений и причинно-следственных связей. Но если помнить, что времени у руководства не много и наблюдать, что люди которые могут составить полную картину просиходяего даже в многотысячной компании полштуки, то станет понятно, что "решить проблему на том уровне, на котором мы ее создали не получится". Дело совсем не в рекрутинге, который по полгода закрывает вакансии. И не в криворуких программистах, которые кодят в несколько потоков.

Что ограничивает рост компании? Кто-то говорит, что это какие-то волшебные уровни оборота. Кто-то говорит что числа Фибоначчи. Я склоняюсь к числам войсковых подразделений. Тем более, если мы говорим, что компания должна быстро расти, а учиться можно только в бою. Наверно что-то можно позаимствовать у военных. Отделение, взвод, рота и так далее. Что нужно чтобы набрать себе полк? Наверно нужно уметь командовать лейтенантами, а не только рядовыми.

Что такое проект в 100 человек? Допустим у нас вначале маленький стартапчик, который в 10 пар рук что-то кодит и дизайнит и вот у него появились заказы. Надо масштабироваться! Ограничение будет в том сержанте, которому нужно вдруг стать лейтенантом. Быстро найти три-четрыре сержанта. Обучить их. В бою конечно же. У нас же у всех нет времени. Но мы же его не считаем ни на рекрутинг ни на обучение. У военных есть курс молодого бойца. У программистов вроде тоже есть. Но есть как говорят, нюансы. Какое знание нужно в бою? Чуствовать что делать куда бежать и где прятаться. Помнится наши полковники на военной кафедре объясняли просто. Ребята у вас есть 20 минут на то, чтобы пульнуть и разобрать свое П-19 и сэпаться. Очень простое интерированное знание, которого не хватает программистам, как нужно кодить икуда бежать в первую очередь. Слышали что ноль дефектов это не круто? Что недобор в проекты 10% это политика компании. Вот откуда берутся биения. Откуда растет да не вырастает ни лин ни ыджайл. Отчего же?

Оттого что и в наших универах нас не учат коммуницировать. Проект в 10 человек это одно. Кодить одному с экраном - это тоже не фокус. А вот научиться разбираться в том, как все работает в больших проектах приходиться только в живой компании. А можно ли заранее в институте? Софт скилс разные про которые много говорят? Курсы-то есть. Только студенты не делали никаких проектов численностью даже отделения, не говоря про взвод. А мы знаем, что коммуникационные навыки растут очень медленно. Особенно у молодых людей, которые пока еще не все из переходного возраста вышли и больше шипят друг на друга, а не сотрудничают.

Что происходит, когда компании нужны программисты? Тех дир должне проводить 50 собесдовний в месяц. А что могут дать рекрутинговые агенства? Ни-че-го. Потому что если мы говорим про навыки на одного и навыки на команду - это разные навыки. И их у подавляющего большинства джуниоров просто нет. Ноль! Они знают венгерские алгоритмы и теорему коши, дискретную математику, но человеческого знания у них нет. А это критично. Оказывается. И тех дир тоже ничего не может сказать пока не посмотрит как человек вливается в коллектив.

Кто бы подумал, что все образование уже выложено в интернет и никакая индивидуальная программа не поможет транировать успешность, если в универе нет командных и междисциплинарных проектов. Информация тоже нужна, но ее когда-то оцифруют. И возможно даже сделают кейсы в виде детских мультиков, но практика это единственное, что может подготовить. Отчего так?

Оттого, что скорость роста компаний ограничивается скоростью роста их экспертизы. Может ли взвод вырастить генерала? Дать проявится может. Ну когда его продвинет в какую-то роту. Или в полк. Может задвинуть его куда-то на кухню или склад. Это бывает. С какой скоростью ваша компания может выращивать продакт менеджеров? Руководителей проектов? Солюшен архитекторов? А на рынке у других компаний такая же проблема. Похантить можно, но не долго. Когда-то я наблюдал проблему которая внедряет 1с. Там руководство решило, что им нужны руководители проектов, которые могут и базы данных ставить и с клиентами общаться. Была сделана ставка на специалистов широкого профиля. Московский рынок закончился на 30 новых человеках. Масштабирование остановилось.

Сегодня мы живем в век знаний. Но учим людей мыслить инудустриальным разделением труда. Не удвивительно, что с какого-то момента компания не может преодолеть оборот в 700 млн долларов. Просто не оборот надо считать, скорость роста людей внутри системы. Вот такой университет 3.0 в котором 15 "нет" и не понятно что же есть :) А должны быть патентный отдел, эндаунмент фонд, аспирантура и лидерство в предложении чему учить джуниоров которые возьмут 3-4 компании. И трекер типа гугл-календаря. Или общего аутлук экспресса. Целая экосистема. Исследование эффективных способов не управления, а самоорганизации. Любители систем массового обслуживания не дадут конечно, ну значит подождем. Факторы системные - скорость получения навыков коммуникции. Если их не давать не будут вырастать солюшен архитекторы. Просто не будут успевать.

Очень забавно наблюдать как взрослые дядьки лет по 50-60 отвоевывают в фб друг у друга кусочки трафика внимания, но не договариваются про будущее. Никаких навыков объединения. Промышленная привычка возглавлять. Системы массового обслуживания. Клиент-сервер. Сюзерен-вассал. В информации все по другому. Там нейросвязей бы хватило объединить разнофунциональные области. Хотя бы одного едино-мышленника найти.

Куча малеьких компаний тоже не выход потому, что попоробуйте проводить вместо 50 собеседований 50 партнерских встреч в месяц. Настраивать "апи" между продуктами друг друга. Согласовывать ритм разработки и последовательность фич, которые обращаются к фичам других маленьких компаний. Это все про пределы сложности. Интернет вещей и вживление проводов в голову? Но что в тех головах. на каких задачах они тренировали свои нейронные связи? На каком языке будут обсуждать сложные и концептуальные вопросы?

Говорят, что область образования самая выгодная для вложений. Сколько там ярдов долларов. МООС отчего-то не взлетает. А структура собственности оттого, что остается та же. А для иффиктивных собсвтенников нужно, чтобы у них было хотябы по пять детей. Хотя бы три. Чтобы они хотя бы один кризис среднего возраста прошли по-честному. Тогда они что-то будут понимать в образовании и университетах. Иначе никак. Искуственный интеллект и дети в пробирке не дает экспертизы.

А учиться этому можно только на более сложных системах. Сложные системы это где есть свобода воли и самоорганизация. Не агенты или вассалы. Если времени на семью нет, то и время на "инернет вещей" не найдется. Нет другого выхода как строить другие университеты. Вначале для ИТ компаний. Потом может подтянутся другие. Как было у Юлиана Семенова а досье? Член партии с такого-то года. Семьянин в порочащих связах не замечен. Это про опыт коммуникации. Русский человек писал про "них".

Тут некоторые материалы на смежные темы

Вот такой пост в день защиты детей. Рекомендую очень любопытный материал


  • 1
Кто может тот делает, кто не может проводит совещания ;)
Когда проект развивается становится очевидной нехватка времени, т.е. нужны новые люди. На места руководителей подпроектов обычно ставятся вчерашние сержанты, которые компетентны на уровне сержанта, но не компетентны на уровне лейтенанта, поэтому проводятся постоянные совещания, чтобы выяснить элементарное на данном уровне.

  • 1
?

Log in